Произведения ПНТ предлагают иной набор интерпретаций образа Сибири. Для стихотворцев-сибиряков, даже если они не родились в Сибири, последняя лишена хтонического и экзотического смыслов. Для авторов, чьи стихи мне выпала радость прочесть при подготовке этой статьи, Сибирь не представляется царством зимы и холода. Если даже эти образы встречаются, они не становятся помехой для человека, а весело и жизнерадостно преодолеваются персонажами или лирическими героями.
Авторов этих стихов (даже инженеров Братска!) не интересует ни «модернизационный рывок», ни развёртывание «сильных характеров», ни моделирование «идейно-нравственных коллизий». Каторжное, ссыльное, «проклятое прошлое» Сибири, отмеченное филологами в произведениях художественной литературы, авторам ПНТ таким не кажется. Напротив, оно осмысливается в качестве повода для гордости или источника современной силы сибиряка.
Вместо «сибирских суперменов» и «звероватого сибирского мужика» на страницах рассмотренных стихотворений — самые разные образы. От атлантов и жителей райского сада (стихи Виктора Липчанского) до простого, ничем не примечательного горожанина (стихи Людмилы Файбушевич) или крестьянина (стихи Юрия Карасёва).
Сибирь в произведениях ПНТ абсолютна, едина, существует как бы вне пространственного контекста. Мира за пределами Сибири как бы не существует. Если же Сибирь в конкретных стихотворениях представлена в виде фрагмента, своеобразного «осколка» (отдельный природный объект — гора, порог, река и так далее), он также приобретает абсолютный характер.
Это доказывает важность продолжения и перспективность работы с подобным материалом. Хочется надеяться, что благодаря обращению к произведениям ПНТ, удастся более или менее внятно осветить мироощущение представителей большой социальной общности, склонной к творческой самоорганизации и стихийной, несистемной социальной активности (она чаще всего связана с публичными выступлениями, организацией культурных мероприятий в учреждениях образования и культуры, книгоиздательской деятельностью и прочим), а также составить теоретическое описание письменного народного творчества как полноценного феномена словесности.