И, хотя оканчивается декларация обещанием построить удивительную жизнь, весь её пафос направлен против тех, кто думает только о собственном благополучии и считает себя хозяевами жизни: «волков», «клопов», «трусов».
В подзаголовке повести обозначена её форма — «Записки молодого человека». Форма очерчивает
линию разлома, возникшего в советском обществе. Константин Паустовский так
сказал об этом разломе, выступая в октябре 1956 года на обсуждении романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» в Центральном доме литераторов в Москве: «Дело в том, что в нашей стране безнаказанно существует, даже, в некоторой степени, процветает новая каста обывателей. Это новое племя хищников и собственников, не имеющих ничего общего ни с революцией, ни с нашей страной, ни с социализмом».
В том же 1956 году 23 апреля Давид Самойлов пишет в своем дневнике: «Мысль о мещанском характере современной правящей прослойки очень важна. Это подспудная мысль всей нашей мало-мальски честной литературы»
.
В повести Кузнецова эта мысль не подспудная, а достаточно откровенная. Правда, Витька и его семейство из торгового сословия, но они олицетворяют столичную корыстную жизнь. Это противопоставление столичного мещанства и страны, живущей по другим нормам и законам, достаточно характерно для пятидесятых. Видимо, поэтому киевлянин Кузнецов, передавая герою часть своей биографии, делает его москвичом.
Толик не только с «паразитом» Витькой ведет свой внутренний спор, он также размышляет о разнице между своим миром и тем миром, в котором живет Юна, дочь начальника крупного завода, неразделённая любовь к которой — одна из причин бегства юноши из Москвы, и понимает, что пути у них с девушкой разные именно потому, что принадлежат они к разным мирам. Мир безыдейный, но с доступными благами, воспитывающий мещанина и эгоиста, и мир самостоятельного выбора и поступков, ведущих к «настоящему».
Негероический и не слишком красноречивый юноша предстает носителем социальных идеалов, главной, если не единственной альтернативой лишенному высоких смыслов миру хозяев положения.