Утром на планерке меня приписали к "газону" (одной из модификаций гусеничного
вездехода ГАЗ-71). "Газоны" – основной транспорт сейсморазведки. В семь утра "танки"
подъехали к посадочным мосткам, активируя сирены заднего хода. Супервайзер -
сухонький бородач и инженер по труду – дородный кавказец, суровым оком смотрели как
бригады занимали места: роба, каска, кирзачи, жилетки со светоотражающими полосами,
инструменты. Вчерашним рейсом прибыло много новеньких и тех, кто вышел на
утренний развод в «гражданке», предупредили, что они должны быть в спецодежде. Мы
поехали искать законсервированные несколько десятилетий назад скважины – по
предварительным данным подъехать можно было сравнительно близко.
Дорога представляла собой прорубленный в глухом лесу сейсмопрофиль, вся в
пнях и тычинах. Разулись мы где-то через 4 км – гусеницу сдернуло пнем, скрытым в
луже, да так неудачно, что пришлось вызвать с базы техлетучку. Потеряли два часа,
механик-водитель заявил, что у него с самого утра было предчувствие. Потом ехали
безостановочно, пока на другом профиле не уткнулись в речку с крутыми берегами – при
шансах 50/50 мы бы точно застряли. Решили пойти пешком. Где-то через час вышли на
террасу, где обнаружили скважину – напарник искренне обрадовался, увидев знакомое
сооружение из запорной арматуры. Вытащил тарелку и открыл сеанс навигации, чтобы определить точные координаты. Лет сорок в этом урмане никого не было, и поиски
старых разведочных скважин были квестом, зачастую неразрешимым. Все вокруг заросло,
кроме небольшого котлована, куда сливали пробную нефть – через отравленную почву
растительность так и не пробилась.
К газону вернулись мокрые и уставшие – минуло семь часов с начала рабочего дня,
закрыли первый (ближний) объект. Жевали сухой паек в темном, пропахшем металлом и
топливом кунге – еще один контур изоляции от дикой природы, где беснуется гнус.
Танкист крутил в руках кусок схемы с профилями, объясняя, как неудобно расположен
второй объект, что туда с раннего утра надо… но готов везти сейчас, если скажут. «Если
скажут…» Решили доехать до скрещения профилей, глянуть поворот. По пути потеряли
каток – развалился подшипник. Сцена как механик-водитель катит колесо от танкетки, а
геодезист, повернувшись ко мне говорит: «Вот видишь! А ты хотел дальше ехать!» все
еще стоит у меня перед глазами. Водитель рассказал притчу, как 16 км тремя газонами
ехали сутки, разувались через каждые 200-300 м, это так называемая езда «на длину
гусеницы». Намек был достаточно прозрачный: день не благоприятствует поездкам и надо
умерить пыл, отложить поиск второй скважины и осторожно двигать на базу. Еще он
попросил меня закрыть верхний люк – деревья на кабину падают нечасто, но уж больно
день нескладный.
На обратном пути гусянка еще два раза сползала с катка, но водитель успевал
реагировать по звуку. В этот момент надо вскочить и выглянуть из дверки вниз-назад –
проверить не сползает ли, не торчат ли «пальцы» из траков. Положенными наушниками
не пользуются, поскольку можно пропустить скрежет съезжающей гусеницы. Такая езда
здорово изматывает, предчувствие обретает особый смысл, поскольку рациональным
путем грозящие неприятности невозможно предугадать. Весь вид нашего танкиста
показывал, что он удивлен стечением обстоятельств: танк посыпался, палки лезут в
колеса, пни пытаются разуть машину с ненормальной частотой. То есть предчувствие его
не обмануло.
Зубило, молоток, кувалда – главные инструменты танкиста. Бревно (брус), трос и
бензопила – дополнительное оснащение. Они в некоторой мере компенсируют плохой
слух к предчувствиям. Первые три инструмента чаще всего используются для полевого
ремонта. Второй набор предназначен для вытаскивания вездехода из грязи. Все эти вещи
нам пригодились в течение дня, также понадобился домкрат для установки катка на место,
и правильной высоты пень в качестве натяжителя гусеницы. Родной подшипник встал на
место только от ударов молотка, каток – от ударов кувалды, крышка подшипника – при
помощи зубила. Из двух одинаковых заводских муфт на балансир катка налезла только
одна. Высокая ремонтопригодность танков считается их достоинством, но даже новые
машины чрезвычайно быстро приходят в состояние, требующее постоянного ремонта.
Въезжая на стоянку базы, мы увидели склонившихся у вездеходов механиков-
водителей. «Вот же на…ся они на этих пнях» - сказал наш танкист. В короткой фразе
скрывались множественные наблюдения. Во-первых, так не скажут о знакомых, значит, с
техникой возились только что прибывшие водители. Во-вторых, указывалась
неизбежность обретения тяжелого опыта танковождения и ремонта в полевых условиях;
неизбежность проистекала из невозможности уволиться и пойти домой, работодатель уже
оплатил дорогу вертолетом. В-третьих, наличие этого опыта у себя самого и отсутствие
этого опыта у новичков; из кабины было хорошо видно, что работа начинается не с
вождения, а с подготовки неисправных машин к работе. В-четвертых, обозначил
специфику лесной эксплуатации, в которой пни были главной и неустранимой угрозой для
техники.