Мы используем cookie. Это обеспечивает сайту правильную работу, а нам дает возможность анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Ладно
Close
Курс лекций «Образ Сибири
в советском кинотексте»
Восемь видео со описанием каждой лекци
Курс лекций «Образ Сибири
в советском кинотексте»
Восемь видео со описанием каждой лекции
Сибирь в советском кинотексте
Курс Михаила Рожанского о том, почему для сценаристов и режиссёров советского времени была важна тема Сибири, как менялась роль этой темы и вместе с ней образ Сибири на протяжении советского периода и что фильмы о Сибири говорят о социальной истории России, идеологии и идеалах.
историк, научный директор ЦНСИО
занимается темой Сибири в советском кино
1
Таёжная песня о советской утопии. 1930-е
Фильмы 30-х годов - предисловие к советскому кинотексту о Сибири. Главный герой здесь - Москва, из которой идёт свет социализма и прогресса. У Сибири роль служебная. Зато именно в этих фильмах происходит формирования советского киноэпоса и типажей сибиряков, которые позже станут частью сибирского канона.
В лекции Михаил говорит о четырёх фильмах. В каждом из них авторам удаётся совместить образы сибирской глухомани с оптимизмом социалистических преобразований
«Одна» (1931)
Режиссёры: Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Драма о молодой учительнице из Ленинграда, которая борется со старым бытом глухого алтайского села и властью кулаков. Один из первых звуковых фильмов (снят немым и затем озвучен) и одна из первых работ в кино Дмитрия Шостаковича.
«Новая Москва» (1938)
Режиссёр: Александр Медведкин
Фильм-утопия, в котором люди строят таёжную ГЭС и думают о Москве — символе новой жизни и источнике преобразований. Один из ярких эпизодов — публичная демонстрация «живого» архитектурного макета Москвы, который по ошибке запускают не в ту сторону — не в будущее, а обратно, к церквям. Считается, что это и привело фильм «на полку», с которой его достали только в 90-х.
«Сибиряки» (1941)
Режиссёр: Лев Кулешов
Первый фильм, в котором показывается новый быт сибирского села. Сказка о дружбе и детях, захваченных героической историей и отправляющихся в Москву вернуть трубку товарищу Сталину. В центр фильма — миф о великом братстве советского народа, а во главе этого братства — мудрый и добрый вождь.
«Парень из тайги» (1941)
Режиссёры: Ольга Преображенская и Иван Правов
Первое киностолкновение нового советского эпоса (московские инженеры) с эпосом старой Сибири (старатели). В фильме впервые появляется то, без чего потом не обойдется ни один фильм о сибири — любовный треугольник, который, конечно, разрешается, в пользу социализма.
Бонус
Рассказ о той самой поездке в в Москву деревенских школьников, которая стала поводом для сценария «Сибиряков». Воспоминания тогдашней школьницы.
2
Сибирь и сибиряки в советском историческом мифе
Во второй лекции речь идёт только об одном фильме — «Сказание о Земле Сибирской». Сегодня этот фильм интересно смотреть, пытаясь понять, какие устойчивые конструкции лежат в основе представлений о Сибири как «настоящей России».
«Сказание о Земле Сибирской» (1937)
Режиссёры: Ольга Преображенская и Иван Правов
Сергей Эйзенштейн, как любят вспоминать, назвал этот фильм «русским лубком с чехословацким акцентом». Чехословацким потому, что павильонные съемки проходили на киностудии в Праге, что позволило сделать фильм цветным (один из первых опытов в советском кино). Сибирские просторы в Чехословакии, конечно, не снимали — они были найдены в Подмосковье, на Оке.

Хотя Сибирь не попала в кадр, именно в этом музыкальном патриотическом фильме, шедевре большого стиля, создан канонический советский образ Сибири и сибиряков. Образ вполне лубочный, но он оказался более прочным, чем советская идеология.
3
В Сибирь за смыслами. 1950-е
В кино, как и в литературе пятидесятых, Сибирь становится заповедником настоящего. Сценаристы и режиссёры едут на восток, в Сибирь, вслед за московскими юношами и девушками в поисках этого «настоящего». Поскольку в столицах его найти невозможно, а в Сибири невозможно не найти.
«Люди на мосту» (1959)
Режиссёр: Александр Зархи
! В лекции есть спойлер

Критики обвиняли авторов фильма в сознательном очернении советской столицы: «Приспособленец, шкурник и подлец Одинцов, естественно, находится в Москве, а натуру свободную, гордую, честную — красавицу Лену авторы смогли обнаружить только в тайге». Шкурника Одинцова играет, кстати, Владимир Дружников — Андрей из «Сказания о земле сибирской», воплотивший тот самый образ настоящего сибиряка. Не исключено, что это привет создателей фильма Пырьеву как автору сибирского мифа. Плюс к этому в фильме актёрские работы молодого Олега Табакова, немолодого Василия Меркурьева, первая роль красавицы Александры Завьяловой и музыка Родиона Щедрина.
«Ждите писем» (1960)
Режиссёр: Юлий Карасик

Хотя борьба с редакторами и цензорами явно вела к компромиссам, но сибирская стройка в фильме — это очень разные мотивы людей, непростые судьбы и трудные отношения, а не мир энтузиастов. На несколько лет раньше об этом же вышла повесть Анатолия Кузнецова «Продолжение легенды». А фильм — первый в теме и, пожалуй, самый яркий. Здесь тоже играет Александра Завьялова, но уже не сибирскую, а московскую красавицу, сбежавшую из столицы от несчастной любви. Судьбу надо искать в Сибири.
«Жизнь прошла мимо» (1958)
Режиссёр: Владимир Басов

Импульс к созданию фильма дал сценарий бывшего узника Озерлага Платона Набокова. Сценарий о политзэке, который бежит из лагеря, чтобы в Москве добиться правды, поскольку уже не может ждать, когда комиссии по реабилитации займутся и его делом среди многих тысяч других. Но сценарий оказался «непроходным» — и мы видим историю о бегущем из лагеря рецидивисте, который не понимает, что жизнь меняется и нужно меняться вместе с ней. Милицейских начальников фильм всё равно не устроил: слишком человечным оказался рецидивист. Фильм быстро сняли из репертуара, но показывали в лагерях в воспитательных целях.
«Русский сувенир» (1960)
Режиссёр: Григорий Александров

Фильм в лекции не упомянут, но его можно посмотреть, чтобы весело провести время. Смешение жанров и перелом эпох даёт ощущение то ли карнавала, то ли патриотического балагана, в котором участвуют великие актеры — Эраст Гарин, Андрей Попов, Любовь Орлова, Павел Кадочников, Элина Быстрицкая и молодой Валентин Гафт.
4
Суровый стиль: испытание идеала
Культура оттепели — это и карнавал советского Возрождения, и советская реформация, попытка очищения и переосмысления идеалов. В лекции речь о двух фильмах, снятых идеалистами об идеалистах.
«Жестокость» (1959)
Режиссёр: Владимир Скуйбин

Владимир Скуйбин успел снять всего четыре фильма. «Жестокость» — самый известный из них. Режиссёр, работая над лентой, знал о том, что смертельно болен. Для высказывания «по большому счету» он экранизировал повесть Павла Нилина о 1920-х годах, о надеждах и поражении замечательного парня, утверждавшего правду советских идеалов. Одна из лучших ролей Георгия Юматова, сочная и лаконичная игра Бориса Андреева, и большая редкость — Николай Крючков и Владимир Андреев воплощают явных негодяев.
«Неотправленное письмо» (1959)
Режиссёр: Михаил Калатозов

Если раньше фильм и упоминали в истории кино, то как загадочную неудачу выдающихся авторов — режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. В последние годы фильм всё чаще называют шедевром, открывая новые смыслы. Кстати, именно во время работы над «Неотправленным письмом» Василий Ливанов потерял голос, точнее обрёл неповторимый тембр Карлсона и Шерлока Холмса. Ради жизненной правды ему пришлось заниматься озвучкой на суровом морозе.

О других испытаниях в передаче, посвящённой Сергею Урусевскому, с улыбкой рассказывал Иннокентий Смоктуновский, едва ли не погибший на съёмках. Можно начинать смотреть с 37 минуты. Здесь же кадры со съёмок фильма.

В итоге никто не погиб, а Смоктуновскому и Ливанову (как и Евгению Урбанскому и Татьяне Самойловой) удалось создать яркие образы. Но отношения с историей не сложились ни у героев, ни у фильма. Как и у страны — что фильм, вопреки замыслу, предсказал.
5
Антропология больших строек. 1960-е
Кино шестидесятых — это фильмы о необычных характерах и сложном внутреннем мире человека. Характер и внутренний мир не географические понятия. Но именно на больших стройках Сибири режиссёры и сценаристы ищут (и находят) характеры, готовые к драматургии конфликта, и масштабных людей, привыкших к сложным отношениям не только с другими, но и с собой.
«Твой современник» (1967)
Серия 1 и Серия 2
Режиссёр: Юлий Райзман
К сорокалетию революции Райзман и Габрилович сняли знаковый фильм «Коммунист», создав легендарный образ Василия Губанова, беззаветно преданного советским идеалам и на смерть борющегося с теми, кто не понимает, в чём счастье. К пятидесятилетию революции они сняли фильм о Василии Губанове-сыне, который предан идеалам научно-технической революции. Советской власти он тоже предан, но не безоговорочно. И всё у него сложно — в личной жизни, в отношениях с начальством, в мыслях о себе. Подарок тем кинозрителям, которые не видели фильма — самая удивительная и ироничная роль великого Николая Плотникова, который блистал в театре, но мало сыграл в кино.
«На диком бреге» (1966)
Режиссёр: Анатолий Граник

Столкновение на гигантской стройке разных человеческих устремлений и мотивов. Фильм чёрно-белый, а герои — совсем нет. Сложные характеры и выразительные роли Бориса Андреева, Всеволода Сафонова, Алексея Глазырина, Александра Лазарева. Первый фильм, в котором со строительством борются жители, отстаивающие свои деревни, и последний в «доперестроечном» кино фильм, в котором сталкиваются тот, кто сидел, с тем, кто сажал. Пожалуй, самый интересный и наименее известный из трёх фильмов.
«У озера» (1969)
Режиссёр: Сергей Герасимов

Фильм стал развёрнутой репликой в дискуссии о чистоте Байкала — первой крупной и публичной дискуссии с 1920-х годов. В фильме дискуссия, скорее, сымитирована: Сергей Герасимов знает, к какому ответу должен прийти зритель, но надо отдать должное киномастеру: он предоставил слово всем. Фильм — образец эстетики документализма в игровом кино. В главной роли собрал симпатии зрителей Василий Шукшин, в роли второго плана впечатляет Валентина Теличкина.
6
«Сибириада». Возвращение в эпос
Вся шестая лекция посвящена эпопее о Сибири — «Сибириаде». Если лень читать «Сто лет одиночества» Маркеса, то можно за три часа посмотреть аналогичную историю поколений про сибирскую деревню. Коротко — ещё об одной сибирской эпопее.
«Cибириада» (1979)
Серия 1 и Серия 2
Режиссёр: Андрей Михалков-Кончаловский (ныне Андрон Кончаловский)
Без этого фильма невозможно представить не только сибирский кинотекст, но и позднюю историю советского кино. Впрочем, фильм нисколько не устарел, и можно только поражаться, какое кинополотно можно создать, воспользовавшись госзаказом на киноэпопею об открытии сибирской нефти.

Киноманы, если будут смотреть впервые, пожалеют, что смотрят не на большом экране, но в любом случае увидят блестящие работы Михаила Кононова, Виталия Соломина, Натальи Андрейченко, Владимира Самойлова, Елены Кореневой, Людмилы Гурченко, Сергея Шакурова и Никиты Михалкова.
«Cтратегии риска» (1978)
Серия 1, Серия 2, Серия 3
Режиссёр: Александр Прошкин

Тоже эпопея и тоже об открытии нефти в Сибири. Забытый, но очень крепкий телефильм. Интересные актерские работы и увлекательная человеческая история, которую крайне интересно сравнить с «Сибириадой». Рустам Ибрагимбеков писал сценарий на том же материале, что и его друг Валентин Ежов, создавший сценарий «Сибириады».
7
Деромантизация. 1980-е
В пропаганде и на эстраде ещё гремели романтика больших строек и пафос освоения Сибири, а в художественных исследованиях те же стройки оказывались неодолимой силой, разрушавшей уклады и судьбы. Седьмая лекция — продолжение шестой. Речь вновь о «Сибириаде» Андрона Михалкова-Кончаловского и о том, как сибирские преобразования дали возможность поставить вопрос о народности власти.
«Cибириада» (1979)
Серия 1 и Серия 2
Режиссёр: Андрей Михалков-Кончаловский (ныне Андрон Кончаловский)
Без этого фильма невозможно представить не только сибирский кинотекст, но и позднюю историю советского кино. Впрочем, фильм нисколько не устарел, и можно только поражаться, какое кинополотно можно создать, воспользовавшись госзаказом на киноэпопею об открытии сибирской нефти.

Киноманы, если будут смотреть впервые, пожалеют, что смотрят не на большом экране, но в любом случае увидят блестящие работы Михаила Кононова, Виталия Соломина, Натальи Андрейченко, Владимира Самойлова, Елены Кореневой, Людмилы Гурченко, Сергея Шакурова и Никиты Михалкова.
«Прощание» (1981)
Серия 1 и Серия 2
Режиссёр: Элем Климов

Повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» была актом сопротивления директивной, безликой, бездумной модернизации и одновременно романтизацией крестьянской Атлантиды, уходящей под воду.

Каков был замысел Ларисы Шепитько, решившей экранизировать повесть, мы не знаем. Режиссёр, оператор и художник погибли, когда группа отсняла лишь часть эпизодов. Элем Климов, муж Ларисы Шепитько, понимая, что его фильм неизбежно будет другим, по воспоминаниям, отказывался от настойчивого предложения продолжить работу. Но киноначальство смогло найти аргументы и Элем Германович создал картину-прощание. Фильм — ожидание Апокалипсиса, который приближают сами люди — кто с азартом, кто с обреченностью, кто по долгу службы. Картина, наполненная выразительными образами и многозначной символикой картина.

Плюс к тому — музыка Альфреда Шнитке и Вячеслава Артёмова, песни ансамбля Дмитрия Покровского и эмоционально напряжённые актерские работы. В их числе — одна из лучших ролей Льва Дурова.
8
«Ермак». Сакральная колонизация

Другие проекты